21:51 ДЖЕЙМС МЭЙ О ВОЖДЕНИИ В ИНДИИ | |
Враг моего врага – друг мой. Думаю, эта древняя пословица весьма интересна, ведь если ей верить, то водитель такси, который меня вчера так сильно достал, - мой самый лучший приятель. Он ненавидит мотоциклистов, хотя и я таковым иногда являюсь. Тем временем, мотоциклисты ненавидят водителей, а водители автобусов ненавидят водителей такси, а велосипедисты ненавидят всех остальных, но ненависть эта возвращается – уж будем честны. Пешеходы ненавидят автомобили, и каждый пылает ненавистью к этим рикшам на велосипедах, а водители микроавтобусов ненавидят пешеходов. Но водителей микроавтобусов ненавидят водители грузовиков, которые сами чувствуют на себе убийственный взгляд водителей мотороллеров даже через 10 тонн пирогов "Tesco”, находящихся в кузове. Это сектантство участников дорожного движения начинает меня раздражать. Мы все стараемся сделать примерно одну и ту же вещь – куда-то добраться – и у нас у всех есть враги куда опаснее неаккуратно управляемого микроавтобуса. Эти враги уклоняются от государственных обязанностей, заключающихся в поддержании в надлежащем состоянии дорожного покрытия, колесных парковочных фиксаторов, камер наблюдения в местах парковки. Это министры, экспериментирующие с дорожными пошлинами. Вы знаете их. Они – реальные силы тьмы, которые постепенно приумножатся и легко победят нас, пока мы бесцельно пререкаемся друг с другом. Эти люди – среди нас, и однажды они придут за вами, но никого не будет рядом, кто бы смог протянуть руку помощи. Потому что вы в свое время тоже не помогли кому-то. Меня начинает интересовать один вопрос: а не являются ли дороги моделью общества в целом? Запросы тех, кто пользуется дорогами, весьма различны; инфраструктура и дорожные системы – неадекватны. Но если уж мы будем способны уживаться на дорогах, ведомые чувствами терпимости и доброжелательности, то мы сможем справиться с нашими различиями в любой другой сфере. И тогда великая магия дорожного искусства принесет конец войнам, голоду и болезням. И тут мне в голову приходит мысль об Индии. Во время съемок специальных рождественских выпусков программы в Индии мы больше всего боялись не мести Махатмы Ганди, но самого вождения в этой стране. А за индийским вождением, скажем прямо, закрепилась репутация некого фристайла. Но рад сообщить вам, что вождение по-индийски, как сказали бы сами индийцы, - найвеликолепно. А теперь вернемся к моей бурно обсуждаемой и зачастую непонятой концепции Христианского Вождения. В моем изначальном исследовании я выяснил, что если я веду машину как последний мерзавец, то доберусь до конечного пункта отнюдь не быстрее, нежели если я поеду по принципу «подставь и другую щёку». Итак: всегда пропускайте, всегда давайте возможность перестроиться в ваш ряд впереди вас. Джереми сейчас бы заметил, что в таком случае вы останетесь самым последним, и что время вашей поездки увеличится. Но если каждый будет следовать описанным мною принципам, то никаких задержек не будет, ведь вас также будут пропускать. Средняя скорость в наших больших городах обычно оценивается в среднем от 13 до 18 км/ч. Но нам следует остерегаться средних значений – цифры, скорее всего, говорят о случайных разгонах до 65 км/ч и затем о практически постоянном стоянии на месте. По правилам Христианского Вождения, думаю, скорость будет весьма низкой – скажем, 32 км/ч – но постоянной. Но как мы проведем эксперимент? Оказывается, такой эксперимент уже годами проводится на дорогах Индии, где люди практикуют Индуистское Вождение. В стране также могут присутствовать элементы Мусульманского, Сикхского, Джайнистского, Буддистского, Христианского и Зороастристского Вождения. Но не будем погружаться с головой в верования каждого. Кажется, сама система работает. А правила таковы: транспортное средство, находящееся впереди, имеет преимущество, и ваша задача – предупредить о своем присутствии при помощи сигнала. Определение «находящийся впереди» значит, что едущая сбоку от вас машина может находиться на несколько сантиметров ближе вашей по отношению к определенному объекту, и это означает, что вам следует пустить водителя в ваш ряд впереди вас, если он вдруг того захочет. Самое удивительное заключается вот в чём: каким оптимистичным ни был бы ваш маневр по перестроению в другой ряд, вас всегда пропустят. На самом деле, никто не хочет аварии, и в ситуации, в которой мы яростно жали бы на клаксон, извергая всё свое негодование, индийский водитель грузовика просто пропустит вас. И ему самому скоро дадут свободно перестроиться. По правде говоря, такая система, вероятно, была навязана водителям этой великой нации. Большая часть дорог весьма неразвита, и не всегда понятно – а по какой, собственно, стороне нужно ехать. Для нас, привыкших к уверенно действующей системе правил и обычаев, такое положение вещей может показаться безумием. Но при отсутствии каких-либо искусственно созданных ориентиров, человеческая доброжелательность и здравый смысл справляются с огромным транспортным потоком. Верно сказал по этому поводу известный ракетостроитель Вернер фон Браун: человеческий мозг – самый лучший компьютер в мире, и единственный, производимый в огромных масштабах при помощи абсолютно неквалифицированной рабочей силы. | |
|
Всего комментариев: 0 | |